Граждане часто сталкиваются с различными недобросовестными действиями сотрудников банка. Но многие считают, что жаловаться на действия банка бесполезно, так как в любом случае он окажется правильным. С этой позицией можно поспорить, поскольку судебная практика, как и практика других государственных органов, показывает, что жалобы граждан на банковские организации часто рассматривались, а действия этих организаций оспаривались. Поэтому каждый гражданин должен отстаивать свои нарушенные права, подавая заявления в специальные государственные учреждения.
Основания жалобы
Для определения порядка подачи жалобы, а также государственного органа, в который следует направить заявление, необходимо понимать, какие причины признаны законом законными. Основными нарушениями, выявленными при взаимодействии граждан с банковскими организациями, являются:
- Одностороннее изменение условий договора и другие нарушения прав, связанных с подписанным договором.
- Предоставление неточной или неполной информации из банка о банковском продукте, а также введение человека в заблуждение при подписании договора.
- Проблемы в работе платежной системы «Мир.
- Нарушение порядка и правил проведения банковских операций.
- Нарушение правил и условий разрешения деятельности банков.
- Нарушение установленного законодательства о рекламной деятельности.
- Нарушение конкурентного и монопольного законодательства.
Все эти нарушения на практике происходят довольно часто, и если с ними не бороться, банки только наглеют и воспользуются безразличием граждан и их молчанием. А в случае активной гражданской позиции государственные регуляторы будут оперативно уведомлены о продолжающемся нарушении.
На основании этого в банке будут организованы внеплановые проверки, которые помогут устранить выявленные нарушения. А организации, которые постоянно нарушают закон, лишаются лицензии и права на ведение банковской деятельности. Все эти меры не дадут другим организациям возможности и желания поступить так же.
Органы контроля
В России предусмотрены следующие контролирующие органы, которые вправе принять жалобу от гражданина и провести внеплановую проверку банковской организации. Это включает:
Кроме того, вы всегда можете связаться с руководством банка, если сотрудник превысил свои полномочия или ведет себя ненадлежащим образом. Кроме того, всегда в случае нарушения прав человека гражданин имеет возможность защитить свои интересы в суде.
При подаче апелляции важно знать, за какие нарушения несет ответственность каждое государственное учреждение. Доверенность принимает заявления, в которых четко видно нарушение банком действующего законодательства. Для этого жалоба должна обязательно содержать ссылку на статьи закона, которые, по мнению заявителя, были нарушены, приводить факты обстоятельств таких нарушений и задокументировать их, если это возможно.
Финансовый омбудсмен принимает следующие жалобы:
Органы ФАС рассматривают дела о нарушении законодательства о конкуренции и рекламе. Если гражданин заметил нарушения в этой сфере, он имеет право написать жалобу, даже если он не является клиентом этого банка.
Роспотребнадзор принимает к сведению обращения граждан, оказавшихся в ситуации нарушения их прав как потребителей.
Это могут быть незаконные изменения банком условий договорных отношений, а также введение клиента в заблуждение при подписании договора на оказание банковских услуг.
ЦБ оценивает серьезные нарушения, связанные с основанием отзыва лицензии кредитной организации. Это может быть финансовая нестабильность банка, выражающаяся в нарушении сроков проведения операций, нарушение работы национальной платежной системы и другие существенные нарушения.
Порядок составления жалобы
Российское законодательство не предусматривает единой формы заявления. Это можно организовать двумя способами:
В любом случае срок обработки этого документа составляет 30 дней. В течение этого периода сотрудники должны принять это во внимание, провести проверку фактов и предоставить письменный ответ заявителю. Но в рассмотрении жалобы может быть отказано, если она написана неправильно. Поэтому особое внимание следует уделить подготовке этого документа. Порядок действий будет следующим:
- В первом элементе всегда пишется полное название государственного органа, в который направляется жалоба. Обязательно укажите свое юридическое имя и адрес.
- Во втором элементе указывается заявитель, его ФИО, паспортные и регистрационные данные. Также необходимо указать номер контактного телефона для более быстрой связи. Если вы не предоставите эту информацию, жалоба не будет рассматриваться по существу. Только в исключительных случаях, когда заявитель сообщает о совершенном или планируемом преступлении, эта информация будет отправлена в правоохранительные органы.
- В центре листа написано название документа с указанием, на что именно жалуется заявитель.
- Далее необходимо изложить суть дела. Здесь необходимо кратко, по сути, в логическом порядке построить суть происходящего и все вытекающие из этого последствия. Необходимо отдельно фиксировать, какие права человека были нарушены и какие действия банка привели к этому нарушению.
- обязательно сослаться на статьи закона, подтверждающие это нарушение.
- Далее необходимо указать свои требования. Они должны быть конкретными в отношении восстановления нарушенных прав человека.
- Ниже приводится список документов, приложенных к жалобе. Они должны подтвердить все факты, перечисленные по существу апелляции. Чем больше доказательств, тем легче будет выявить нарушение и привлечь виновных к ответственности.
- В конце проставляется дата и подпись заявителя.
Такая жалоба не обязательно может быть подана самим пострадавшим гражданином. Его официальный или законный представитель может действовать от его имени. Для этого он должен указать документ, на основании которого он представляет интересы доверителя, а также в заголовке жалобы указать его персональные данные так же, как он указал информацию о заявителе. В таком случае представитель должен подписать жалобу. При оформлении доверенности она должна быть нотариально удостоверена.
Точно так же на сайте подается жалоба. В этом случае ответ можно отправить не только в электронном виде, но и по почте, и письменно. Поэтому обязательно укажите правильный адрес.
Вы можете подать письменную жалобу двумя способами:
В случае отправки по почте желательно составить опись прилагаемых документов, а также заказать уведомление о получении письма. С момента доставки конверта на почту гражданин должен ожидать ответа в течение 30 дней.
Если жалоба подана при личном посещении заявителя или его представителя, вам необходимо иметь с собой 2 копии. На одном из них сотрудник, принимавший документы, должен поставить печать, дату и личную подпись. С этого момента начнется время рассмотрения жалобы.