Потребитель, как и продавец, имеет определенные обязательства. В большинстве случаев эти обязательства прописаны в договоре, который заключают стороны.
Этот договор составляется в момент покупки товара, оказания услуги или выполнения работы. Ряд обязательств также определен законодательством Российской Федерации.
Согласно закону, потребитель — это гражданин, который хочет заказать услугу или купить товар. В то же время потребитель должен покупать товары и услуги только для личных или семейных нужд.
Товары не могут быть приобретены для деловых целей. Об этом говорится в разделе 3 Закона о защите прав потребителей. Если вы планируете покупать товары или заказывать услуги в деловых целях, у вас есть другие обязанности и права.
Покупатель и продавец могут заключить договор купли-продажи, договор займа, договор оказания услуг. В договоре могут быть указаны обязательства сторон. Об этом говорится в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Самое главное — условия договора не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Стороны также должны согласовать между собой каждое положение договора.
Основные обязательства включают в себя получение товара, например, с помощью сертификата о получении. Это также обязательство оплатить товар, услугу или работу полностью и в срок. Кроме того, потребитель обязан своевременно уведомить продавца о некачественном товаре или услуге.
Обязанности потребителя при покупке товара
Закон описывает 9 обязательств, которые несет потребитель при покупке товара:
- Потребитель должен заплатить за товар. Цена товара может быть указана на ценнике в магазине или в договоре. Например, когда вы покупаете автомобиль, цена будет указана в договоре купли-продажи. Можно оплатить товар в рассрочку, если такая возможность прописана в договоре. Это обязательство вытекает из статьи 454 (1) Гражданского кодекса.
- Покупатель также обязан принять товар. Прежде чем принять товар, проверьте, что товар находится в хорошем состоянии. Также проверьте количество, если товар продается поштучно. Об этом говорится в статье 484.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Продавец также обязан уведомить продавца, если третье лицо или организация обращается в суд с иском об изъятии товара. Это правило закреплено в статье 462 Гражданского кодекса.
- Покупатель обязан уведомить продавца, если он получил большее количество товара. Например, вы заказали в магазине 2 кресла, оплатили их, а получили 3. Если вы этого не сделаете, продавец может подать на вас в суд.
- Покупатель должен уведомить продавца о любых обнаруженных дефектах. Например, если упаковка повреждена или товар испорчен. Сообщите продавцу, если вы получили меньше товара, чем оплатили. Сделайте это в срок, указанный в договоре. Если в договоре не указан срок, сообщите продавцу сразу же, как только обнаружите какие-либо дефекты. Поэтому вам следует проверить товар сразу после покупки или доставки. Это требование вытекает из статьи 483 (1) Гражданского кодекса.
- Покупатель также обязан вернуть товар, если вы обнаружили дефекты или порчу. Составьте заявление о возврате денег и отправьте его продавцу. Если товар привезен к вам из другого города, продавец оплатит доставку. Это правило содержится в п. 5 ст. 503 Гражданского кодекса.
- Покупатель обязан вернуть товар, если продавец не предоставил важную информацию при продаже или предоставил неверную информацию. Например, вам сказали, что автомобиль имеет 2-литровый двигатель, но вам дали 1,6-литровый двигатель. В этом случае напишите заявление о возврате денег и попросите вернуть вам деньги.
- Покупатель также обязан покрыть расходы на проверку, если возник спор о качестве товара. Но это обязательство возникает, если выясняется, что недостатки товара возникли не по вине продавца. Например, если вы уронили свой телефон, он перестал работать, и вы просите экспертное заключение. Такие дела обычно рассматриваются в суде.
- Последним обязательством является возмещение разницы в цене, если вам обменяли товар на более дорогой. Обмен должен быть заранее согласован с продавцом и оговорены условия. Это требование упоминается в статье 24(2) Закона о защите прав потребителей.
Обязанности потребителя при получении услуги
Если вы, как потребитель, получаете услугу, например, установку окон или ремонт автомобиля, у вас также есть обязательства:
- Потребитель обязан оплатить услугу полностью, по цене, указанной в договоре. Вы можете оплачивать услугу в рассрочку. Однако это должно быть заранее согласовано с поставщиком услуг. Это правило упоминается в статье 779.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Если вы решите отказаться от услуги, то вы должны покрыть расходы, понесенные поставщиком услуг. Например, вы решили установить 5 окон на балконе, но отказались после установки первого окна. В этом случае вам придется оплатить расходы на установку одного окна, а также стоимость доставки.
- Если вы отказываетесь от услуги, вы должны вернуть результат, если это возможно. Вы можете отказаться от услуг, если подрядчик предоставил вам ложную информацию. Это требование упоминается в статье 12(1) Закона о защите прав потребителей.
Обязанности потребителя при заказе работ
Основное различие между работой и услугой заключается в том, что при выполнении работы вы получаете некий материальный объект, который вы заказали. Например, костюм, который вы заказали у портного, или дом, который будет построен для вас.
Если у вас есть работа, у вас могут быть и обязанности. Всего существует восемь основных обязательств:
- Вы, как потребитель, обязаны принять выполненную работу. Как правило, после приемки работ стороны подписывают акт о завершении работ. Это требование закона закреплено в п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ.
- Потребитель обязан оплатить работу по цене, указанной в договоре. Оплата может быть произведена в рассрочку, если стороны заранее договорятся.
- Потребитель обязан предоставить материалы или оборудование, если стороны оговорили это в договоре. Например, если вы хотите, чтобы дом был построен из ваших собственных материалов. Или если вы хотите, чтобы костюм был сшит из вашей ткани. Также предоставьте техническую документацию, если она потребуется в процессе работы. Например, проект здания.
- Если вы отказываетесь от работы по какой-либо причине, то вам придется оплатить работу, которая была выполнена на момент отказа. Обычно такие споры решаются в суде. Но если вы придете к соглашению с подрядчиком, то сможете заключить сделку. Вы можете отказаться от выполнения работы в любое время. Об этом говорится в статье 731.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Вы также должны вернуть сданную работу, если вы отказались продолжать работу из-за дезинформации со стороны подрядчика. Например, строитель говорит, что знает, как построить дом, но вы понимаете, что у него нет соответствующих навыков.
- Вы также обязаны помочь завершить работу. Это самая спорная обязанность, давайте разберем ее на примере. Предположим, вы заказали строительство дома, но войти на свою территорию вы можете только через железную дверь с замком. В этом случае вы должны будете передать ключи строителям или впустить их в оговоренное время. Если бы вы препятствовали им, это было бы нарушением. Обязанность сотрудничать упоминается в статье 718 (1) Гражданского кодекса.
- Если подрядчик отклоняется от договора во время выполнения работ, вы должны уведомить его об этом. Лучше всего сделать это в письменном виде.
- Приняв работу, вы должны проверить ее качество. Если имеются скрытые дефекты или неисправности, вы должны сообщить об этом подрядчику. Например, если после постройки дома вы обнаружите, что общая площадь на несколько метров меньше, чем указано в договоре.